В начале
марта в сети появилась статья описывающая ситуацию,
сложившуюся вокруг одной из картин
Игоря Эммануиловича Грабаря. Наша
экспертиза считает своим долгом дать
развернутый комментарий этой публикации.
История
Работа
Грабаря попала к нам на экспертизу
четыре года назад — в 2012 году. Мы вызвали
крупнейшего и фактически единственного
специалиста по Грабарю Ирину Геращенко,
которая и дала заключение. Провели все
указанные в экспертизе исследования
— микроскопическое, ультрафиолет,
рентген, инфракрасные лучи, макросъемку.
С того времени об этой работе мы больше
не слышали. Клиент, сдававший работу на
экспертизу, никаких претензий к нам не
предъявлял, о дальнейшей цепочке продаж
нам, разумеется, не известно.
Мы узнали
о поддельном произведении Грабаря из
СМИ. Причем, не из одного из серьезных
федеральных СМИ, где работают уважаемые
антикварные обозреватели, хорошо
известные всем участникам рынка, а от
узко специализированного интернет-ресурса
и неизвестного журналиста. Если это
действительно тот Грабарь, который
проходил нашу экспертизу, странно, что
никто не обратился к нам напрямую.
Химический
анализ
Один из
вопросов, который встал в этой ситуации,
— отсутствие химического анализа. В
НИНЭ им. Третьякова химический анализ
(анализ химического состава живописных
материалов) проводится по запросу
эксперта.
Причина
этого проста: химический анализ - только
одна из методик, которые используются
для комплексного исследования
произведения. Во многих случаях его
использование нецелесообразно, так как
результат химического исследования
часто не приближает к решению вопроса
о подлинности. Например, использование
химического анализа в большинстве
случаев не является показательным для
советской живописи. Это исследование
почти никогда не применяется и для
исследований графики. И таких случаев
и ситуаций еще много. Поэтому химический
анализ заказывается экспертом в том
случае, если у него возникают сомнения.
Бывают в
нашей практике случаи, когда клиенты
сами заказывают химанализ дополнительно
для произведений, не вызывающих сомнения,
но очень дорогих - наличие еще одного
документа повышает значимость работы
в глазах покупателя. Однако обратного
процесса, когда клиент не хочет проводить
то или иное исследование, не наблюдается.
Люди приходят к нам, чтобы узнать правду,
а не получить бумажку.
К нам попали
результаты химических анализов упомянутой
картины Грабаря, которые были проведены
частным образом специалистом ГосНИИР
и в лаборатории ММСИ. Результаты анализов
отличаются между собой, в частности
принципиально различается состав
подписи. Это говорит в первую очередь
об относительности и несовершенстве
этого метода. Да и вообще напрашивается
вопрос – какая именно картина была
представлена на исследования?
Экспертная
ошибка и страховка
Согласно
внутренней статистике НИНЭ, в среднем
мы отсеиваем с рынка ежедневно (!) три
неподлинных (в том числе неверно
атрибутированных) произведения искусства.
Всего порядка 5000 подделок за семь лет
работы — это более 60% проверенных нами
произведений. Благодаря нашим усилиям,
множество фальшивых работ были возвращены
российскими покупателями на зарубежные
аукционы - люди смогли получить обратно
свои деньги. Многие галеристы,
коллекционеры, инвесторы оказались
защищены действиями наших специалистов
от опрометчивых покупок.
Конечно,
в любой работе, которую делают люди,
даже высоко квалифицированные специалисты,
происходят ошибки. Однако на сегодняшний
день благодаря хорошему оборудованию
и здоровой конкуренции экспертных
организаций, количество промахов
сведено к статистическому минимуму.
Сейчас
НИНЭ им. Третьякова рассматривает
возможность введения страхования
ответственности экспертов. Такая
практика давно существует на Западе, о
ее необходимости участники рынка говорят
давно. Однако следует понимать, что
такая мера не защитит от совершения
ошибок и сможет покрыть лишь некоторые
материальные потери, связанные именно
с экспертизой, а не со стоимостью
произведения. Согласно законодательству
РФ, обманутый покупатель должен
предъявлять иск продавцу. Кроме того,
страхование в этом случае может быть
только добровольным — оплачивать его
или нет выбирает как эксперт, так и
клиент. Ситуация затрудняется тем, что
для российских страховых компаний такая
услуга также является новой и пока им
трудно установить размер страховки и
возмещения в нашей области.
Система
безопасности
Институт
экспертизы является лишь частью
комплекса, необходимого для безопасного
инвестирования. Мы существенно снижаем
риски при вложениях в искусство. Однако,
кроме наличия экспертного заключения,
интересы покупателя должны защищать:
- юридическое сопровождение сделки, в частности грамотно составленный договор купли-продажи
- наличие адекватной оценки стоимости (В статье указано, что эта работа Грабаря продана за 1 млн. долл., то есть как минимум в три раза дороже ее реальной стоимости, — либо это прецедент и недальновидные инвестиции, либо недостоверная информация)
- серьезный продавец, дорожащий своей репутацией и способный финансово гарантировать свои сделки.
Таким
образом, только при соблюдении всех
условий, покупатель может быть защищен
от приобретения поддельного произведения
искусства.
Со
своей стороны НИНЭ им. Третьякова ратует
за формирование в России цивилизованного
арт-рынка и ежедневно работает как над
улучшением качества своих услуг, так и
над очищением художественного рынка
от подделок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий