воскресенье, 13 марта 2016 г.

Загадочный Грабарь

В начале марта в сети появилась статья описывающая ситуацию, сложившуюся вокруг одной из картин Игоря Эммануиловича Грабаря. Наша экспертиза считает своим долгом дать развернутый комментарий этой публикации.

История

Работа Грабаря попала к нам на экспертизу четыре года назад — в 2012 году. Мы вызвали крупнейшего и фактически единственного специалиста по Грабарю Ирину Геращенко, которая и дала заключение. Провели все указанные в экспертизе исследования — микроскопическое, ультрафиолет, рентген, инфракрасные лучи, макросъемку. С того времени об этой работе мы больше не слышали. Клиент, сдававший работу на экспертизу, никаких претензий к нам не предъявлял, о дальнейшей цепочке продаж нам, разумеется, не известно.
Мы узнали о поддельном произведении Грабаря из СМИ. Причем, не из одного из серьезных федеральных СМИ, где работают уважаемые антикварные обозреватели, хорошо известные всем участникам рынка, а от узко специализированного интернет-ресурса и неизвестного журналиста. Если это действительно тот Грабарь, который проходил нашу экспертизу, странно, что никто не обратился к нам напрямую.

Химический анализ

Один из вопросов, который встал в этой ситуации, — отсутствие химического анализа. В НИНЭ им. Третьякова химический анализ (анализ химического состава живописных материалов) проводится по запросу эксперта.
Причина этого проста: химический анализ - только одна из методик, которые используются для комплексного исследования произведения. Во многих случаях его использование нецелесообразно, так как результат химического исследования часто не приближает к решению вопроса о подлинности. Например, использование химического анализа в большинстве случаев не является показательным для советской живописи. Это исследование почти никогда не применяется и для исследований графики. И таких случаев и ситуаций еще много. Поэтому химический анализ заказывается экспертом в том случае, если у него возникают сомнения.
Бывают в нашей практике случаи, когда клиенты сами заказывают химанализ дополнительно для произведений, не вызывающих сомнения, но очень дорогих - наличие еще одного документа повышает значимость работы в глазах покупателя. Однако обратного процесса, когда клиент не хочет проводить то или иное исследование, не наблюдается. Люди приходят к нам, чтобы узнать правду, а не получить бумажку.
К нам попали результаты химических анализов упомянутой картины Грабаря, которые были проведены частным образом специалистом ГосНИИР и в лаборатории ММСИ. Результаты анализов отличаются между собой, в частности принципиально различается состав подписи. Это говорит в первую очередь об относительности и несовершенстве этого метода. Да и вообще напрашивается вопрос – какая именно картина была представлена на исследования?

Экспертная ошибка и страховка

Согласно внутренней статистике НИНЭ, в среднем мы отсеиваем с рынка ежедневно (!) три неподлинных (в том числе неверно атрибутированных) произведения искусства. Всего порядка 5000 подделок за семь лет работы — это более 60% проверенных нами произведений. Благодаря нашим усилиям, множество фальшивых работ были возвращены российскими покупателями на зарубежные аукционы - люди смогли получить обратно свои деньги. Многие галеристы, коллекционеры, инвесторы оказались защищены действиями наших специалистов от опрометчивых покупок.
Конечно, в любой работе, которую делают люди, даже высоко квалифицированные специалисты, происходят ошибки. Однако на сегодняшний день благодаря хорошему оборудованию и здоровой конкуренции экспертных организаций, количество промахов сведено к статистическому минимуму.
Сейчас НИНЭ им. Третьякова рассматривает возможность введения страхования ответственности экспертов. Такая практика давно существует на Западе, о ее необходимости участники рынка говорят давно. Однако следует понимать, что такая мера не защитит от совершения ошибок и сможет покрыть лишь некоторые материальные потери, связанные именно с экспертизой, а не со стоимостью произведения. Согласно законодательству РФ, обманутый покупатель должен предъявлять иск продавцу. Кроме того, страхование в этом случае может быть только добровольным — оплачивать его или нет выбирает как эксперт, так и клиент. Ситуация затрудняется тем, что для российских страховых компаний такая услуга также является новой и пока им трудно установить размер страховки и возмещения в нашей области.

Система безопасности

Институт экспертизы является лишь частью комплекса, необходимого для безопасного инвестирования. Мы существенно снижаем риски при вложениях в искусство. Однако, кроме наличия экспертного заключения, интересы покупателя должны защищать:
  • юридическое сопровождение сделки, в частности грамотно составленный договор купли-продажи
  • наличие адекватной оценки стоимости (В статье указано, что эта работа Грабаря продана за 1 млн. долл., то есть как минимум в три раза дороже ее реальной стоимости, — либо это прецедент и недальновидные инвестиции, либо недостоверная информация)
  • серьезный продавец, дорожащий своей репутацией и способный финансово гарантировать свои сделки.
Таким образом, только при соблюдении всех условий, покупатель может быть защищен от приобретения поддельного произведения искусства.
Со своей стороны НИНЭ им. Третьякова ратует за формирование в России цивилизованного арт-рынка и ежедневно работает как над улучшением качества своих услуг, так и над очищением художественного рынка от подделок.






Комментариев нет: