вторник, 23 февраля 2016 г.

О пользе экспертизы. Часть 2

Музеи — это, конечно, хорошо, но истинные любители искусства мечтают не просто любоваться чужими собраниями, но и обладать собственными сокровищами. Открывайте бабушкины сундуки, проверяйте старые чердаки и не проходите мимо блошиных рынков и маленьких аукционов! Вот вам несколько вдохновляющих историй о счастливчиках, которым улыбнулась коллекционерская удача. И во многом помогла именно грамотная экспертиза!

Несколько лет назад Музей Винсента Ван Гога в Амстердаме сообщил об обнаружении ранее неизвестной картины художника. Сенсация: такого не случалось аж с 1928 года! Имя владельцев полотна «Закат в Монмажуре» музей раскрывать не стал, однако, признался, что эти любители прекрасного уже один раз принесли своего Ван Гога в 1991 году. Тогда музей выдал им категорический отказ, и расстроенные владельцы отправили картину пылиться на чердак. Однако 20 лет спустя (спасибо экспертизе и хорошей работе с архивами) музей таки признал подлинность полотна, а настойчивые коллекционеры стали обладателями не просто работы великого мастера, но настоящего шедевра — ведь «Закат» относится к позднему периоду, который считается вершиной творчества Ван Гога. (по информации Associated Press).



Еще один шедевр нашелся буквально под старым диваном в доме американского летчика Мартина Кобера. Картина «Мадонна, оплакивающая Христа» много лет украшала семейную гостиную. В доме ее ласково называли «Майк», хотя в то, что это может быть шедевр самого Микеланджело никто не верил. Под диван произведение спрятали после того, как маленький сын Кобера попал в нее мячом. И достали снова почти 30 лет спустя. Кобер решил продать картину, и к изумлению владельцев и специалистов по ренессансной живописи она все-таки оказалось хотя и недописанным, но подлинным произведением Микеланджело. Редчайшую вещь оценили в 300 млн. долл. (по информации The Daily Telegraph).



Другая американская история настолько колоритна, что по ней даже задумали снимать фильм. Вышедшая на пенсию сотрудница транспортной компании купила в комиссионном магазинчике за 5 долларов абстрактную работ, которая позже оказалась полотном Джексона Поллока. История примечательна тем, что сама Тери Хортон (так зовут счастливицу) никакого отношения к искусству не имеет (и даже высшего образования) и скромно живет в передвижном домике на пенсию. Работу предложил отдать на экспертизу ее друг — учитель рисования. История чудесной находки быстро стала знаменитой, говорят некий арабский покупатель предлагал миссис Хортон 9 млн. долл., но она требует 50 млн. и не долларом меньше. (по информации The New York Times).



Не собирается прогадать с ценой и жительница Шотландии Фиона МакЛарен, которая обнаружила, что висевшая много лет у нее в гостиной работа с изображением Марии Магдалины не что иное как подлинное творение Леонардо Да Винчи. Работу подарил ее отцу-врачу один из пациентов еще в 1960-х, а несколько лет назад в связи с материальными трудностями Фиона решила узнать ее стоимость и отнесла произведением экспертам. Хотя у некоторых из них еще есть сомнения, всю ли работу написал сам мастер или ему помогли ученики, в подлинности основы произведения сомнений нет. Работу оценили в 150 млн. долл., а Фиона успела написать книжку о ее чудесной истории. (по информации The Daily Mail).



Конечно, в России в силу исторических обстоятельств таких громких находок ждать не приходится, а те сюрпризы, которые все же случаются редко становятся известны публике. Так в Москве в ходе реставрации храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне нашли неизвестное ранее полотно Виктора Васнецова. В Петербурге при разборе бывшей мастерской Кузьмы Петрова-Водкина обнаружили лпять же неизвестное полотно художника (на фото), а на Алтае — нашлась картина Николая Рериха.



В нашей практике тоже было несколько интересных случаев. Вот например, такой. К нам на экспертизу принесли позднюю работу Роберта Фалька с изображением букета. Оборот полотна был закрашен краской. Известно, что Фальк разрезал свои ранние работы, закрашивал изображение и использовал оборотную сторону для дальнейшей работы. Поэтому мы предложили владельцу смыть краску с оборота. Там действительно оказалась часть другого произведения — ноги неизвестного персонажа. Через некоторое время в руки одного коллекционера из разных источников попали две работы Фалька — наш букет и такой же поздний портрет. На оборотах этих холстов оказались две части одного раннего произведения Фалька: открытые нами ноги встретили свою верхнюю часть. Получился прекрасный «Портрет мальчика» 1910-х годов, несравнимо более ценный, чем поздние работы.




Так что внимательно осмотрите ваши сундуки и чердаки, прогуляйтесь по блошиным рынкам и антикварным магазинчикам. Современные методы экспертизы помогут точно выяснить, какое произведение оказалось у вас в руках. Кстати, первичная консультация и осмотр работ проходит у нас совершенно бесплатно — порою оказывается, что делать дорогостоящую экспертизу вовсе и не нужно. А вот о методах, которые используются в экспертизе, мы расскажем в следующих публикациях.

Комментариев нет: