среда, 1 июня 2016 г.

Сокровища гостиницы «Метрополь»

Сегодня мы хотим вам рассказать об интересном проекте, в котором нам удалось поучаствовать три года назад. В 2012 году на аукционе в частные руки была продана гостиница «Метрополь». Однако находящийся на территории исторического отеля антиквариат остался в собственности государства. Новый владелец решил разобраться с тем, что ему придется хранить и беречь, и пригласил НИНЭ им. Третьякова для экспертизы и создания описи ценных предметов.
Мы смогли увидеть и изучить всю коллекцию легендарной гостиницы. По основным залам и некоторым номерам люкс сотрудники отеля проводят экскурсии (некоторые —даже с завтраком в главном ресторане «Метрополя»). Другие помещения более интимные, и попасть туда непросто. Мы обошли каждый уголок гостиницы и побывали даже в тех комнатах, где живут постояльцы (на цыпочках, пока их не было в отеле, так что тссс...).

Немного истории

В прошлом году «Метрополь» отмечал свое 110-летие - его торжественно открыли в 1905м. До открытия у отеля была непростая история. На этом месте еще с 1830-х располагалась другая гостиница, построенная по проекту Осипа Бове. Затем участок купил Савва Мамонтов. Он задумал грандиозную затею — построить архитектурный комплекс, который объединил бы частный театр самого Мамонтова с гостиницей, ресторанами, художественными галереями и даже спортивными залами. Его идея реализована не была — Мамонтова обвинили в растратах и лишили состояния. Уже существующий проект гостиницы (его придумал британский архитектор Вильям Валькот, работавший в России) переделали и в итоги отстроили почти то здание, которое мы видим сегодня.




Для своего времени это была более чем шикарная гостиница на 400 номеров, построенная и наполненная по последнему слову техники и моды. Начиная от уникального перекрытия главного ресторана, выполненного по чертежам инженерного гения той эпохи Владимира Шухова, и заканчивая холодильниками, телефонами и горячей водой в номерах. Украшали гостиницу самые серьезные художники — Константин Коровин, Виктор Васнецов, Сергей Чехонин, Павел Кузнецов, Александр Головин, знаменитая мозаика на фасаде выполнена по рисункам Михаила Врубеля.





Обставляли номера также по-королевски: были здесь комнаты, соответствующие стилю самой гостиницы — модерну, были и интерьеры с тиле неоклассицизма. Однако все это богатство, как и многие другие коллекции, пострадало в 1920-е годы. После 1917 года в «Метрополе» обосновались большевики и гостиница превратилась во Второй дом советов. За несколько лет многие предметы обстановки были уничтожены или украдены. И хотя уже в конце 1920-х гостинице вернули ее основную функцию, здесь вплоть до 1964 года оставались квартиры. Потери обстановки позже восполняли предметами из фондов других отелей, в частности «Савоя», дворянских усадеб и Гохрана, чем во многом объясняется стилистическое разнообразие коллекции. В советское время в коллекции гостиницы появились работы художников-соцреалистов.

Коллекция сегодня

При продаже гостиницы руководитель Специализированного государственного унитарного предприятия по продаже имущества Тимур Зельдич заявил, что в «Метрополе» хранится около 800 предметов антиквариата. Мы пересчитали их все — оказался 901 предмет. Многим экспонатам требуется реставрация, для значительной части предметов наши эксперты рекомендовали провести исследование и экспертизу, так как их ценность может оказаться значительно выше, чем это кажется на первый взгляд.
Большая часть коллекции «Метрополя» относится к концу 19-началу 20 века. В частности особый интерес представляют осветительные приборы, так как в большинстве своем они были выполнены специально для «Метрополя» и представляют историческую ценность как единый заказ.Такая же особенность и у мебельных гарнитуров — некоторые гарнитуры сохранились полностью и имеют особое художественное и историческое значение как единичные мебельные ансамбли. Так здесь есть гарнитур из пяти предметов, выполненный в первой трети 20века в стиле ар-деко. Мебели ар-деко русской работы сохранилось немного, так что этот ансамбль имеет особую ценность. 





Любопытны и отдельные предметы, не входящие в гарнитуры. Например, эффектное резное кресло, выполненное в конце 19 века на московской фабрике Шмидта, однако воспроизводящее итальянское кресло конца 17 века работы Андреа Брустолоне, прославленного итальянского резчика по дереву и мебельщика эпохи барокко. 













Есть в коллекции «Метрополя» интересные экспонаты и более раннего времени. Так в одном из самых роскошных номеров — президентском люксе — можно полюбоваться на севрский фарфор 18 века. В другом номере нам встретилась мейсенская ваза с монограммой, которая ставилась с 1725 года на вещах, сделанных лично для короля Польского и курфюрста Саксонского Августа. Позже ваза была переделана в лампу и служит в этой роли по сей день. В дорогих номерах встречаются и бронзовые каминные часы начала-середины 19 века английских и французских мастерских.

Живопись, которая украшает стены гостиницы, относится к 19-20 векам. В коллекции представлены как русские, так и западноевропейские художники. Большую часть произведений мы рекомендовали для дальнейшего изучения. Например, есть подозрение, что небольшой женский портрет, который украшает самый романтичный люкс «Метрополя» (его любят снимать молодожены), принадлежит кисти Константина Маковского. 










Еще одна загадка - работа «Встреча артистов МХАТа с военными», которая висит в одном из холлов отеля. Это почти двухметровое полотно может быть работой мастерской Александра Герасимова, а может быть и авторской копией. 










Среди русской живописи можно отметить и другие достойные работы, например, небольшой сельский пейзаж с мальчиком и теленком Алексея Степанова (1880 год) или пейзаж Гавриила Кондратенко. Среди работ советских художников представлены в частности произведения Павла Соколова-Скаля, Василия Бакшеева и других. Однако большая часть произведений все же нуждается в дальнейшем изучении.




    Гавриил Кондратенко. Южный пейзаж.


Павел Соколов-Скаля. Морской пейзаж.


Многим работам также требуется срочная реставрация из-за провисания или повреждения холста, утрат, осыпания красочного слоя, загрязнений. Причем пострадали произведения не только от времени. Так при обследовании большого (150 х 100 см) полотна «Сбор винограда» (неизвестный западноевропейский художник первой половины 19 века) проявились странные подтеки. Как удалось выяснить у сотрудников гостиницы, в этом номере снимали один из фильмов с Жераром Депардье, и на картину щедро плескали шампанское.








В «Метрополе» останавливалось немало музыкантов (от Сергея Прокофьева до Майкла Джексона), поэтому здесь есть несколько антикварных музыкальных инструментов, которые поддерживаются в хорошем рабочем состоянии. Например, в том же президентском люксе стоит пианино гамбургского отделения «Стейнвей», выполненное в 1913 году. Другой номер украшает рояль немецкой фирмы Ronisсh, старейшей фортепианной фирмы Германии (он сделан в 1860 году).


 





Не без потерь

Напоследок небольшая ложка дегтя. В 1989-1991 году гостиница подверглась реконструкции, на время которой все ее содержимое переехало в хранилище. Опытные искусствоведы, видевшие коллекцию «Метрополя» до реконструкции, говорят, что тогда количество работ под грифом «копия» и «неизвестный художник» было в разы меньше. Мы знаем, что даже из ведущих музеев и архивов бесследно пропадают вещи, что уж говорить о гостинице, где отношение к ним совсем другое. Правда это или нет, мы утверждать не беремся. Мы только надеемся, что, по крайнем мере, те предметы, которые мы описали, останутся на своем законном месте и будут продолжать составлять часть прекрасной истории одного из самых изысканных зданий Москвы.


Комментариев нет: