суббота, 20 февраля 2016 г.

О пользе экспертизы. Часть 1

Что бы делал мир искусства без экспертизы? Да просто пропал бы! Во всяком случае лишился бы многих шедевров, подлинность которых помогли открыть именно современные методы экспертизы. Мы собрали несколько историй о находках, сделанных в последние годы как в музейных запасниках, так и на бабушкиных чердаках. Начнем с музеев.

Открытия в таких казалось бы четко структурированных институциях, как музеи случаются по нескольким причинам. Во-первых, в любых музейных фондах хватает как неисследованных вещей, так и просто подзабытых. Во-вторых, методы экспертизы все время развиваются и улучшаются, так что вчерашний «неизвестный художник» сегодня может превратиться в имя первой величины. Ну и наконец никто не отменял просто человеческий фактор и связанные с ним порой курьезные ошибки. Вот несколько тому подтверждений.

Буквально несколько месяцев назад была обнаружена и атрибутирована ранее неизвестная работа Босха - а это событие мирового масштаба, если учесть, что список подтвержденных живописных работ художника включает всего 25 наименований. Картина «Искушение святого Антония» хранилась в запасниках Художественного музея Нельсона Аткинса в Канзас-Сити, США и долгое время считалась работой мастерской Босха или одного из его последователей. Теперь же благодаря последним исследованиям (методом инфракрасной рефлектографии) группа экспертов по Босху из его родного города Хертогенбоса заново атрибутировала произведение как собственноручно созданное великим мастером. Для самого музея это огромное открытие, ведь в США помимо этого «Искушения» хранится только четыре произведения Босха (по информации BBC)

Похожая история произошла и в Италии. В музее итальянского города Модена много лет хранилась работа, считавшаяся поздней копией полотна «Святое семейство» Рафаэля (оно хранится в Прадо). Однако несколько лет назад современные методы экспертизы помогли установить, что это вовсе не копия, а подлиное произведение самого великого мастера — то ли этюд к «Cемейству», то ли часть другой более внушительной работы. Найденный шедевр оценивают в 30 млн. евро. (по информации Reuters)



Еще одна прекрасная история с атрибуцией снова пришла из Америки. В запасниках Музея изобразительных искусств, истории и науки Эвансвилла в штате Индиана обнаружили работу Пабло Пикассо «Сидящая женщина в красной шляпе». Музей получил ее в 1960-х в дар от дизайнера Раймонда Лоуи. Но при приеме полотна в документах произошла ошибка и подписную (!) работу оформили как произведение неизвестного художника. Ошибку обнаружили несколько лет назад благодаря сотрудникам аукционного дома Guernsey’s, которых заинтересовала эта работа и они предложили изучить ее. В итоге «Сидящая женщина» (она кстати сделана в необычной витражной технике на стекле gemmail) оказалась самым что ни на есть настоящим произведением Пикассо и была оценена в 30-40 млн. долл. (по информации The Daily Mail).

Истории из серии музейной неразберихи нередко случаются в музеях стран бывшего СССР. Например, в Государственном музее искусств Узбекистана также был найден Пикассо - причем целая коллекция! 12 предметов керамики (сразу узнаваемые тарелки и кувшины) пролежали в запасниках без внимания более 40 лет. А заметили их случайно, когда искали какие-то экспонаты для очередной музейной выставки (по информации «Коммерсанта»). Еще один показательный случай произошел в Одессе - в Одесском музее западного и восточного искусств неожиданно нашли полотно Тициана "Портрет дожа Джироламо Приули". Исследования, сделанные в Киевском реставрационном центре, а затем в Эрмитаже подтвердили подлинность работы, которую оценили аж в 200 млн. долл. (по информации УНИАН).




К счастью для нас, случаются такие открытия не только за рубежом. Так три года назад в запасниках музея небольшого уральского горола Ирбит обнаружили картину Рубенса. «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой» считалась копией и нуждалась в реставрации, денег на которую у музея не было. Когда деньги, наконец, нашлись, вновь добытое из хранилища полотно решили отправить на экспертизу в Эрмитаж, специалисты которого и подтвердили подлинность. Кстати, когда-то в Ирбит в только открывшийся музей картину передали из того же Эрмитажа (по информации Интерфакс).




Комментариев нет: