пятница, 5 февраля 2016 г.

Десять провалов законопроекта «Об обороте культурных ценностей в РФ


Напомним, информация об этом законопроекте появилась около месяца назад. Проект разработал Комитет по вопросам собственности Государственной Думы РФ, в обозримом будущем документ должен быть передан на рассмотрение в ГосДуму РФ. Смысл законопроекта сводится к тому, что все культурные ценности на территории РФ должны пройти стандартизированную экспертизу, получить паспорт и быть внесены в единый реестр. Только в этом случае с ними возможны любые операции — от дарения до купли-продажи. Текст документа, вызвавшего однозначный протест антикварного и экспертного сообщества, можно прочитать тут.
Дополняет законопроект «Национальный стандарт комплексной экспертизы культурных ценностей», текст которого можно посмотреть здесь.
Оба документа разрабатывались без участия представителей профессионального сообщества.
Для тех, кому трудно самостоятельно разобраться в юридических тонкостях, мы отметили десять главных возражений по поводу законопроекта со стороны специалистов антикварного рынка.

  1. Нарушение законодательства РФ о частной собственности.
Разработка проекта ведется в Комитете по собственности, а не по культуре, и речь в нем по сути идет о контроле над частной собственностью граждан. Это является нарушением Конституции РФ (статья 35) и Гражданского кодекса РФ (статьи 209, 213), где закреплено право собственности.
  1. Удар по малому и среднему бизнесу.
Колоссальные сложности и издержки, с которыми столкнутся простые антиквары, приведут к резкому ослаблению малого и среднего бизнеса — именно им в основном представлен антикварный рынок. Галеристам и арт-дилерам необходимо будет не только получать экспертизы установленного образца и паспорта, а также вносить их в реестр, но и заверять каждую сделку нотариально.
  1. Удар по выставочной деятельности.
В последние 10-15 лет, наконец, начала складываться система эффективного взаимодействия государственных музеев и частных коллекционеров. Последние дают на публичные выставки свои произведения, в том числе в региональные города. Закон сведет на нет этот интеллектуальный и художественный обмен, так как очевидно, что коллекционеры добровольно не захотят пойти на предписанные законопроектом условия.
  1. Пострадают простые граждане.
В законопроекте нет определения понятия «культурная ценность», обозначен только возраст — старше 70 лет. Это значит, что под действие закона может попасть любой старый предмет, в том числе не имеющей особенной ценности, как культурной, так и материальной. Однако в случае любых действий с ним, придется делать дорогостоящую экспертизу и заводить паспорт.
  1. Пострадают регионы.
Даже если представить, что эта система могла бы как-то работать, на сегодняшний момент в России просто нет такого количества профессионалов, которые могли бы обеспечить исполнение этого закона. Следовательно, владельцы предметов, живущие вне Москвы и Петербурга, будут вынуждены в обязательном порядке ехать в столичные города, неся при этом дополнительные временные и финансовые расходы. Плюс к этому именно регионы первыми лишатся привозных художественных выставок искусства.
  1. База для криминала
При сегодняшнем развитии киберпреступности, «Реестр культурных ценностей», в который предлагается заносить сведения о всех предметах и их владельцах, рискует стать удобной базой произведений искусства для мошенников.
  1. Стандарт об экспертизе противоречит логике художественной экспертизы.
Описываемые в законе методы экспертизы применяются при судебной экспертизе и мало применимы к художественной экспертизе. Кроме того законопроект не учитывает того, что ни одна экспертиза не дается навечно — в искусствоведческой науке идет постоянный идет процесс исследования, совершенствуются и технологические методы, и многие экспертизы пересматриваются со временем.
  1. Содействие коррупции и фискальной системе.
На сегодняшний момент отсутствуют не только финансовые, но главное интеллектуальные ресурсы для осуществления этого закона. Однако в случае его принятия, во-первых, можно будет привлечь к ответственности практически любого человека, владеющего старинными предметами. А во-вторых, описанный трудоемкий процесс оставляет большой простор для коррупционных действий.
  1. Художественные ценности перестанут ввозить в Россию.
Российские клиенты западных аукционов предпочтут по возможности оставлять свои вещи на Западе, чтобы не сталкиваться с описанными выше трудностями.
  1. Лоббирование интересов страховщиков.
Эксперты отмечают навязывание обязательного страхования и усматривают в этом лоббирование интересов страховых компаний.

Неутешительный вывод:
Если предположить, что законопроект в том виде, в котором он существует (даже с некоторыми поправками), будет принят, для антикварного рынка это будет означать одно — обратный уход в тень и перечеркивание всех тех достижений, которых добились за последние 20 лет профессионалы, ратующие за цивилизованный легальный антикварный рынок в России.

Комментариев нет: